ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ БАНКУ

previous arrow
next arrow
Shadow
Slider

ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ БАНКУ

Досудебная претензия банку может быть направлена его клиентом при наличии только лишь  сомнений относительно законности тех или иных действий сотрудников банка. Досудебная претензия к банку ни к чему не обязывает, но вынуждает банк обозначить свою позицию.

Банковская деятельность урегулирована огромным количеством нормативных и ненормативных актов. Это влечет за собой трудности в оценке информации. Некоторые сложности в оценке действий (бездействия) сотрудников кредитных учреждений возникают даже у квалифицированных специалистов. Неудивительно, что клиенты банков (будь то физические или юридические лица) периодически попадают в сложные ситуации, а у представителей кредитных учреждений появляется прекрасная возможность использовать нюансы правовых норм в свою пользу.

Наиболее частые причины обращения с претензией в банк:

  • необоснованное списание денежных средств;
  • несвоевременное перечисление денежных средств;
  • включение в договор положений, противоречащим нормам действующего законодательства;
  • предоставление неверной или неполной информации о банковской услуге, что приводит к упущенной выгоде или прямым убыткам.

см. также Банкомат не выдал деньги

Ситуации, когда банкомат вместо выдачи денежных средств отказывал в транзакциях, но в то же время производил списание или, наоборот, выдавал больше, чем необходимо, встречаются довольно часто. В то же время пользователь должен быть осведомлен о правилах поведения в случае такого сбоя и действовать в соответствии с инструкциями:

  1. Сначала следует убедиться, что деньги действительно не выданы, так как они могут застрять в банкомате, но автоматика посчитает, что они выданы на руки (причины сбоя бывают разные: нехватка купюр, неисправность оборудования, сбой в банковском приложении).
  2. Если банкомат выдал чек, не забудьте его забрать (даже если это чек, подтверждающий, что вы якобы сняли деньги).
  3. Если деньги не достать, следует, не отходя от банкомата обратиться доступным способом в банк-эмитент карты. Но перед обращением необходимо зафиксировать точное время и записать номер ID банкомата.
  4. В банке необходимо заполнить типовой бланк заявления (в котором указываются: ФИО и реквизиты клиента; причина обращения; место и время проведения спорной операции; номер ID банкомата и его место нахождения) и получить бумажную копию обращения с подписью сотрудника и печатью банка.
  5. При снятии средств в банкомате банка-партнера, а не банка-эмитента необходимо обратиться с заявлением еще и в банк, которому принадлежит банкомат.
  6. Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.
  7. Если деньги списались с дебетовой карты, по которой начисляются проценты на остаток, банк не обязан компенсировать эти проценты. Если карта была кредитная и близятся платежи по кредиту, ошибочное списание не дает права на отсрочку.
  8. После проведения банком проверки составляется отчет о ее итогах и совершается возврат средств клиенту. Если же после расследования пользователь получает отказ, он имеет еще один шанс возвратить средства путем обращения в суд.

Следует иметь ввиду, что при снятии в банкомате денежных средств, банкомат через платежную систему отправляет в банк-эмитент карты запрос на блокировку средств. Т. е. денежные средства списываются не сразу. При инкассации денежных средств служба инкассации проведет ревизию банкомата, в результате чего должен быть обнаружен излишек.

см. также Незаконные действия коллекторов

Коллекторы используют разные способы, чтобы «выбить» из должников долги по кредитам. В любом случае коллекторы обязаны действовать с учетом прав граждан, но зачастую используемые методы незаконны. В подобных случаях можно обжаловать действия коллекторов в прокуратуру, ФССП РФ, суд.

Правовое регламентирование действий коллекторов и законные обстоятельства передачи им прав по взысканию долгов с граждан, отражены в таких нормативных документах:

  • Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» от 03.07.2016 № 230-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  • Гражданский кодекс РФ.

При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

  • личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
  • телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
  • почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности непосредственное взаимодействие с должником:

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

Не допускается контактировать с должником любым законным способом в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника. Также действуют иные ограничения для соответствующего вида взаимодействия (например: действует запрет на личные встречи более одного раза в неделю; не допускается взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц и пр.)

Во всех случаях коллекторы обязаны идентифицировать себя и кредитную организацию, от имени которой они действуют.

После получения претензии банк обязан:

  • рассмотреть претензию;
  • принять решение по претензии;
  • уведомить клиента о решении.

Срок рассмотрения претензии зависит от ситуации (обычно от 10 до 45 дней). В некоторых договорах с банком заранее оговаривается срок рассмотрения документа.

Обычно, возникающие между клиентом и банком разногласия и споры разрешаются сторонами в досудебном порядке, что не ограничивает право судебной защиты.

Направить претензию можно по почте письмом с уведомлением и описью вложения или непосредственно подать в банк под роспись сотрудника по доверенности.

Если в установленные сроки банк не реагирует или если полученный ответ потребителя не устраивает, он может обратиться с жалобой в следующие инстанции:

  1. Центробанк России.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура РФ.
  4. Федеральная антимонопольная службаРФ.
  5. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Соблюдение претензионного порядка может носить факультативный (необязательный) или, напротив, обязательный характер (обязательность досудебного урегулирования спора может быть предусмотрена договором между клиентом и банком). В последнем случае несоблюдение претензионного порядка будет основанием для возврата судом иска.

Образец (пример) претензии банку

В ПАО «БАНК» (ИНН 1234567890)

Адрес: 111111, Санкт-Петербург,

ул. Улица, д.2, лит. Б

Исх. №_______

от _____________ года

ПРЕТЕНЗИЯ

о необоснованном списании денежных средств

 по лицевому счету №_________

Согласно договору №_________ от _____________, заключенному между ______________________ и _______________________, Банк обязан _________________, а ___________________. Со счета необоснованно списаны денежные средства в размере _____________________.

Таким образом, причинен убыток в размере ______________ рублей.

На основании изложенного,

предлагаю:

Вернуть мне необоснованно списанные денежные средства в размере ________ на счет:__________________

В случае невыполнения вышеуказанных требований или уклонения от их выполнения в установленные законом сроки, мной в судебном порядке будут заявлены требования о возмещении мне дополнительно причиненных убытков, штрафа за просрочку добровольного удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, понесенных расходов на оплату услуг представителя.

Приложение:

Копия договора с банком.

Дата _________________________      подпись _____________________________